Губная гармошка: дыхание

Перевод статьи с сайта Harp On!

Контроль дыхания – один из наиболее важных аспектов игры на гармонике. Две основных части этой техники – это диафрагмальное дыхание и управление язычком, который отвечает за прохождение воздуха через нос.

Диафрагмальное дыхание

Игра на гармонике требует хорошего управления дыханием. Легкие – это воздушные меха, но грудные мышцы и сами по себе легкие – очень медленные и неуклюжие. А вот диафрагмой, мышечной перегородкой между грудью и животом, можно заполнять и опустошать легкие достаточно быстро.

Чтобы точно управлять своим дыханием, нужно развивать диафрагму. Необходимо чувствовать ее работу, учиться управлять ей и делать ее сильнее, в то же время увеличивая доступный объем легких, чтобы стать настоящим мастером гармоники.

Упражнения для развития дыхания и диафрагмы можно найти на страничке упражнений.

Управляем язычком

Вопрос в том, как контролировать прохождение воздуха через нос. У некоторых это получается автоматически. Если вы уже можете играть, не вдыхая и не выдыхая через нос, если вы можете сами решать, когда стоит пустить воздух через нос во время игры, не нужно переучиваться. Если же у вас пока нет такого контроля, вот как этому научиться.

Нужно управлять язычком. На картинке изображен открытый рот, uvulaрозовым цветом обозначен язык, а красным – язычок. Болтающаяся штука в задней части глотки открывает или перекрывает доступ воздуха в нос. Посмотрите в зеркало с открытым ртом: пока язычок расслаблен, носоглотка открыта и вы можете дышать носом. Теперь скажите «А-а-а», как на приеме у врача: язычок при этом перемещается назад и вверх, закрываясь. Это вы и должны научиться контролировать.

В качестве упражнения надуйте щеки. Мягко поддерживайте давление легкими и диафрагмой, не перекрывая глотку. Если вы делаете все правильно, то при расслаблении губ воздух быстро покинет легкие, не задерживаясь в районе горла.

Если у вас получается это упражнение – значит, вы блокируете носоглотку язычком. У воздуха есть только два пути наружу – через рот или нос. Попрактикуйтесь некоторое время.

Следующее упражнение: вдохните и выдыхайте через нос, с закрытым ртом. Перекройте выход воздуха через нос – при этом щеки должны надуться. Почувствуйте, что происходит при этом позади глотки, когда вы это делаете. Если все получается – вы на правильном пути.

Теперь надуйте щеки, без особого давления, выпустите немного воздуха через нос и снова перекройте его, губы и щеки при этом быстро расслабятся, и надуются снова. Когда у вас будет хорошо получаться, стоит попробовать повторить эти упражнения при игре на гармонике.

Когда вы управляете потоком воздуха через нос, вы лучше контролируете интонацию, и используете воздух гораздо эффективнее. Когда легкие переполняются воздухом, во время игры на выдох можно выпустить лишний воздух через нос. Если вам не хватает воздуха, во время игры ноты на вдох можно вдохнуть больше воздуха, открыв язычок. Регулярная практика и наблюдение за собой во время обучения игре помогут развивать навык поддержки удобного объема воздуха, позволяющего играть более сложные мелодии.